ТЕЗИСЫ КОМПОЗИТОРСКОЙ КУХНИ
для композиторов и музыкантов, пишущих музыку на профессиональной основе
• Сочинять музыку нужно регулярно, не дожидаясь так называемого вдохновения. Вы не должны от него зависеть, пусть оно зависит от вас. И чем регулярнее Вы это будете делать, тем чаще и продолжительнее вдохновение будет у Вас задерживаться.
• Лучше всего сочинять (именно сочинять, а не заниматься оркестровкой или какими-либо переложениями) на свежую голову, то есть по утрам и примерно до обеда. После же можно заняться и оркестровкой, так как это в любом случае требует меньшего напряжения творческой мысли.
• Не бойтесь сразу записывать музыкальные мысли. Во-первых, в многократном варьировании без фиксации на бумаге есть риск потерять исходную мысль, а во-вторых, зафиксированное на бумаге всегда проще изменять, не боясь забрести в непролазные дебри, — у Вас же есть первый вариант.
• При первоначальном составлении музыкальной конструкции всегда старайтесь одинаково мыслить как горизонтально, так и вертикально. Перегиб в любую из этих сторон ведет либо к серой мелодии, либо к убогой гармонии.
• Главное, чтобы сочинение музыки не становилось для Вас скучным. Источники вдохновения можно находить где угодно: в слушании музыки, в контактах с музыкантами, в удобных канцелярских принадлежностях, в красивой и чистой нотной бумаге.
• Никогда не старайтесь писать сразу набело. Чем меньше Вы будете опасаться сделать ошибку, тем большей свободы в творчестве Вы достигнете.
• Чтобы добиваться легкости в написании музыкального материала, старайтесь снять с себя тормоз во время сочинения. В отдельных случаях может показаться, что за этим последуют банальности одна за другой, но это не так. Все зависит от степени вашего интеллектуального развития. Подобный эффект случился, когда после завершении курса гармонии в консерватории нам, студентам, в качестве эксперимента разрешили в гармонических задачах делать все, в том числе и то, что нельзя: типа параллельных квинт, увеличенных интервалов, неправильных разрешений септим и тому подобное, — мы это сделать просто не смогли. Это “в крови”.
• При сочинении песни на чужой текст работу необходимо начинать с анализа самого текста. Рифмы должны быть ясны и просты (если текст рифмованный), ритмика должна точно совпадать во всех строфах как по количеству слогов, так и по ударениям. Обязательно определите смысловую кульминацию (не забывайте о пропорциональности “золотого сечения”). И самое главное — Вы сразу должны видеть форму будущей песни: где куплет, где припев, сколько их, в какой последовательности. Если из перечисленных пунктов что-либо выпадает или явно нестандартное, это должно иметь свою необходимость и логику формы или развития. Поэт-песенник тем и ценен, что все эти важные моменты соблюдает и избавляет композитора от необходимости что-то пересочинять и додумывать.
• При сочинении мелодии песни советую пользоваться методикой написания диктанта по сольфеджио: писать во всех тактах сразу (то есть во всех строчках текста не по порядку, а фрагментарно).
• Часто бывает так, что какая-то строчка текста сочиняемой песни "упрямится" и не хочет сочиняться. Дело обязательно сдвинется, если Вы перейдете в другой аналогичный фрагмент текста (куплет или припев) с тем же музыкальным отрывком.
• Во время сочинения при очередном “затыке” советую использовать методику занятий в музыкальных школах: чем чаще и короче, тем продуктивнее. То есть если Вы будете возвращаться к своему музыкальному материалу в каждый час по 3-5 минут, то очень скоро выйдете из этого музыкального тупика.
• Если Вы чувствуете, что какой-то музыкальный фрагмент вашего сочинения можно выбросить, а можно и оставить, то лучше его выбросить.
• Если Вы попробуете следовать всем или лишь некоторым из этих советов, то я гарантирую, исходя из собственного опыта, что ваша работа композитора количественно и качественно возрастет многократно.
Советы для композиторов
Сообщений 1 страница 14 из 14
Поделиться12006-11-18 12:26:15
Поделиться22006-11-20 02:15:20
Прикольные советы... У меня часто бывает - начинаешь писать текст, а через некоторое время стопоришся и блин ни строчьки из себя выдавить не можешь, так и сейчас - Участвую в инет бвттле - вышел уже в полуфинал, и немогу написать текст, ну прям проклятие, Минусовка - супер, звучание - супер, а текст .... Бля прям дипрессия какаято
Поделиться32006-11-20 03:43:01
кстати, вот я только ночью могу писать. Музыку, всмысле. В остальное время не очень-то и пишется, там хоть упишись.
Саймон. Надеюсь у тебя нет проблем с текстом на полуфинал? (ответь в личку, тут не флудим)
Поделиться42006-11-20 18:09:53
кстати, вот я только ночью могу писать.
Аналогичная ситуация, но с небольшой поправкой: у меня ночью самые классные темы выходят!
Ну а если за день прошёл какой-нибудь всплеск эмоций, так вообще просто прЁт !
Поделиться52006-11-21 00:53:28
Фрисаунд, я согласен =))) вся семья жалуется что я им спать не даю, у меня мониторы будь здоров ебашат Плюс весь день сплю - так ваще ужас.
Поделиться62006-11-21 06:37:38
вся семья жалуется что я им спать не даю
Ну что могу сказать, ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ !
Поделиться72006-11-24 14:21:24
А я в мониторных ушах стараюсь, что бы не мешать!
Поделиться82006-11-24 18:50:34
Я тоже по ночам в ушах сижу, дак они так мне на башню давят с разных сторон, что уши потом болят
Поделиться92006-11-26 09:11:31
Привет всем. Я из г Алма-Ата. Этот форум России или Казахстана.
Я сочиняю днем с 12 до 17 часов. Родители рады этому.
Раньше сочинял тоже с 23 до 3 ночи. Это был ужас.
Поделиться102006-11-26 09:12:31
Мне понравились все советы
Познавательно. СПАСИБО!
Поделиться112006-11-26 20:13:06
офф топ/ DJ Old Miln только сейчас заметил, по моему в слове помощ, у тебя в подписе, пропущен мягкий знак
Поделиться122006-11-30 13:06:00
Ок... исправлю!
Поделиться132006-12-06 17:46:56
2 DJ Old Miln. Хорошие вещи двигаешь в массы. Респект
Поделиться142007-09-21 17:28:50
У меня блин до обеда никак-т.к. встаю в 12 часов )))