Забивка "мяса" в MIDI Drums
Ночь. Компьютер. Секвенсор. 10 миди канал. Творческий подъем притормаживает на стадии программирования партии ударных. Холодный ночной дождь стучит в окно и мешает записать свою, единственную и неповторимую партию барабанов. Сбивает, бродяга с мысли ломаной дробью по стеклу…
Ну не барабанщики мы все в своём большинстве. Сосредотачивая внимания на гармонии и мелодии, используем партию барабанов как рабочую лошадку. Потом удивляемся, куда пропала энергия, так удачно заложенная в мелодию. Программирование партии миди барабанов сложно подбором брейков и сбивок, характерных и индивидуальных для каждой композиции. Можно, конечно, обратится к знакомому барабанщику, но мой личный опыт показывает следующее. Или ваш знакомый начнёт тыкать пальцем в книжку как свидетель Иеговы, или пустится в рассуждения, достойные иезуитства. Возможен и третий вариант. Это будет долгий творческий эксперимент за компьютером с не зависящим от вас исходом. Может получиться довольно мило, но не то, что требовалось.
Предлагаемый мной метод сохранит время подбора партии миди барабанов и избавит от возни с программными аранжировщиками барабанной партии. Мне приходится работать с музыкальными коллективами, переносящими партии живых барабанов на миди сонг. Музыканты, играющие одни и те же вещи на протяжении нескольких лет, часто затрудняются выразить их в нотах. Если с партиями мелодических и гармонических инструментов всё более или менее понятно, то с ударными сложнее всего. Всё дело в специфике игры на ударных. Редко какой барабанщик сможет повторить свою партию абсолютно точно. Энергетика живой игры не всегда предсказуема. Имея в арсенале ряд наработок, профессиональный барабанщик использует их, в зависимости от контекста исполняемой вещи. Про фанк и джазовое свингование вообще лучше не упоминать. Принципы барабанной импровизации несколько отличаются от импровизации мелодической. Не связанная гармонией и тональностью, барабанная импровизация преследует несколько иную цель. Основная задача не состоит в дополнении главной картины композиции, а в раскачивании её относительно ритма. Именно это и происходит во время отклонения барабанщика от базового ритма. В конце фраз у основной секции, поддерживающей ритм, часто бывает менее горячая подача, что позволяет барабанщику строить свои фразы в рефренной форме. Первая половина фразы, построенная под брейк, звучит под мелодию с основным ритмом, а вторая строится ударными по принципу “вопрос – ответ”. После неё, как правило, ставится акцент на первую долю следующего такта или небольшая пауза в первой доле. Смену частоты в основном рисунке принимать во внимание не стоит. Например, фанковый отскок палочки от малого барабана может ввести в заблуждение, но основной рисунок сохранится. Дописать такой отскок нужно в отдельный канал, уменьшив его громкость по отношению к основному.
Вообще, я считаю, что разбивать миди барабаны по каналам обязательно. Если это не сделано раньше, то рекомендую следующий путь в Cakewalk: выберите канал с миди барабанами / Edit / Run Cal / Split Notes To Treks / далее следуйте за мастером. С первого раза может и не получится. Внимательно выбирайте в мастере установки, иначе запутаетесь.
Прежде чем составить линию миди барабанов, нужно разметить рабочее поле программы секвенсора. Обилие переходов, сбивок, и прочих украшательств может сбить с толку. Чтобы не запутаться в скроллинге своей композиции, не надо ленится ставить маркеры. В начале каждой части композиции поставьте маркер, присвоив ему имя типа Couplet или Pripev. Если ваша композиция имеет ряд повторяющихся секвенционных частей, присвойте каждой похожей части порядковый номер. Лучше всего выработать свою систему обозначений. Например, Intro, Coda и т. д. Для обозначения барабанных сбивок предлагаю использовать слово Fill_S для коротких отрезков брейка и Fill_L для длинных с порядковыми номерами. Не используйте русские слова. Вполне возможно, что программа при следующем запуске забудет все ваши маркеры, из- за того, что не определит шрифт. Переключение между созданными маркерами заметно ускорит поиск нужного участка. Вот, например, комбинация клавиш для Cakewalk: Ctrl + Shift + Page Up – в начало, Ctrl + Shift +Page Down – в конец. В общем, 640 на 480 посвящается…
Программирование барабанного ритма в секвенсор:
1. Просто наиграть на миди клавиатуре и пройти путь облагораживания квантизацией. Самый быстрый способ, но для сложных ритмов не применим. Сначала нужно договорится с Cakewalk, что же вы хотите сказать. Для этого для ровных частей ритмического рисунка в квантизации укажите 1-16, а в триольных формах 1-16 triplet . Может и сработает.
2. Записать партию ударных нотами. Проще простого если есть ноты. Чаще всего разные молодые дарования играют отлично, а вот нот боятся. Попросите барабанщика отстучать основной рисунок авторучкой по столу и запишите его в секвенсор нейтральным инструментом, например, ободом малого барабана. Откройте окно нотного скроллинга и перетащите мышью записанные ритмические точки на нужные инструменты. Внимание!!! То же верно и для сбивок и брейков. Единственный способ записать их ровно – этот. Категоричность утверждения проверена мной на совесть.
3. Стянуть готовый ритм в чужой забивке и … Нет, не использовать в готовом виде. Попробуйте проделать следующие операции:
o Выделите 1 или 2 такта как будущий основной рисунок
o Впишите в них из- за доли, в каждую вторую восьмую ноту, кобел.
o Удаляйте один за другим звучащие инструменты.
o Когда останется минимум для ритмической подкачки, уберите кобел.
o Творчески пересмотрите то, что получилось.
o Адаптируйте получившийся рисунок к ритмической основе вашей композиции.
o …и ещё немного ретуши.
Сравните с первоначальным вариантом. Вы имеете два разных, но вполне достойных ритмических квадрата.
1. Этот способ более профессионален и более долог по времени. Но зато позволяет создать по настоящему насыщенную партию ударных.
Выделите участок мелодии. Лучше всего, если их будет три или четыре на разные части композиции. Создайте треки под бочку, малый, хет и железо, перкуссию и сбивки. Вначале впишите бочку. Она не должна мешать мелодии, а дополнять её. Потом вписываем малый барабан. Если он имеет отскоки, что очень оживляет миди барабаны, пропишите их на отдельном треке. Хет оставьте ровным. Перкуссию лучше использовать ¾ композиции. При копировании фрагментов следите за началом клипов. Если его начало, например, 01,01,65, указывайте это в каждом диалоговом окне копирования, иначе ритм сползёт. Если в рисунке есть акцентированные ноты, проделайте следующий путь: выберете ноту / Edit/ Midi Effects / Velocity / добавьте значение.
В противном случае вас ждёт монотонный труд по акцентированию каждого акцента на протяжении всей песни. Никакие фильтры вам в этом не помогут. Если в отрезке ритма появилось наложение инструментов друг на друга и видимых причин для этого нет, проверьте, не спрятался ли за основным клипом случайный фрагмент. Не пишите композицию с первого такта. Лучше с 4 или 8. Потом может появиться надобность во вставке системного сообщения или отрезка музыки, а перемещение всех маркеров дело не простое. Это может пригодиться, если вы подготавливаете миди барабаны не в программе секвенсоре, а в специальной драм программе, использующей свои собственные сообщения для синтезатора, которые желательно сохранить в сонге. Эти сообщения желательно прописать в первых, служебных тактах. Свингование.
Основной недостаток миди – слишком ровная, механическая игра. Для гуманизации исполнения существуют программные продукты, имитирующие игру живого человека. Может и есть поклонники этой технологии, но я считаю, что лучше всё делать своими руками.
Хороший эффект в программировании миди барабанов даёт имитация свингования, то есть некоторого раскачивания барабанного рисунка относительно основной пульсации. Хороший музыкант знает, что такая манера исполнения даёт ощущение движения вперёд и помогает удерживать темп. Добиться этого в миди можно копированием каждой следующей части рисунка чуть позже нужного. Примерно на 1/32 или ещё меньше. Копировать с эффектом свинга нужно небольшими частями, иначе темп сползёт ощутимо. При этом операции с квантизацией лучше не производить. Сделать хорошую сбивку с движением поможет следующий способ:
* Выберите такт
* Впишите мышью шестнадцатые ноты на весь такт
* Перетащите их на инструменты, используемые в сбивке
* Удалите произвольно несколько нот
Проверьте, не конфликтуют ли записанные ноты с основным ритмом. Если всё сделано верно, появится эффект игры живого человека.